Судостроение и судоремонт №57-58'2013:

"СРТ «Байтерек». Первый выход"


статья в электронном формате e-text

Сергей МИРОШНИК, главный конструктор ООО ПДБ «ПроЛайн»


⠀⠀⠀⠀⠀В акватории Усть-Каменогорского водохранилища, Республика Казахстан, состоялся технологический выход служебно-разъездного теплохода, построенного по проекту ULBA.

⠀⠀⠀⠀⠀В Казахстане близится к завершению один из самых амбициозных проектов в истории судостроения СНГ. Скоро здесь будет сдан в эксплуатацию служебно-разъездной теплоход «Байтерек», заказанный одним из крупнейших казахстанских предприятий для обеспечения представительских функций, проведения международных встреч и научных конференций.

⠀⠀⠀⠀⠀Спроектированный николаевским проектно-дизайнерским бюро «ПроЛайн», он воплотил в себе новейшие технические разработки: агрегаты, механизмы и комплектующие поставлялись из Швеции, Германии, США, Австралии и других стран, отделку внутренних помещений выполняли специалисты из Голландии. В наше время этим мало кого можно удивить, однако все выглядит иначе, если учесть, что постройка «Байтерек» проходила в абсолютно неподходящих для реализации столь инновационного проекта условиях. Корпус судна собрали на речном «Самуськом ССРЗ» в России, затем недостроенный теплоход выдержал тяжелейший переход длиной 4500 км к месту будущего базирования, где для завершения работ была выбрана территория «Восточно-Казахстанского ССРЗ», ранее выпускавшего только речные грузовые суда. Несмотря на все сложности, СРТ «Байтерек» в ближайшее время будет готов к передаче заказчику — в середине лета он прошел первые километры в акватории местного водохранилища.


⠀⠀⠀⠀⠀В рамках подготовки к выполнению программы швартовных и ходовых испытаний 23 июня 2013 года состоялся первый технологический выход служебно-разъездного теплохода представительского класса «Байтерек».

⠀⠀⠀⠀⠀Судно, построенное по проекту и ULBA проектно-дизайнерского бюро «ПроЛайн» на класс Российского Речного Регистра * О 2,0, представляет собой двухвинтовой двухпалубный теплоход, с развитой двухъярусной надстройкой, полубаком и промежуточным расположением машинного отделения. Его наибольшая длина 48,37 м, водоизмещение - 405 тонн.

⠀⠀⠀⠀⠀В состав энергетической установки входят два дизеля Volvo Penta, позволяющие развивать скорость полного хода в 15 узлов.

⠀⠀⠀⠀⠀Проект ULBA создавался с учетом возможности прохода судна в местах с ограничением осадки до 1,8 метра и воздушного габарита до 10 метров.

⠀⠀⠀⠀⠀Для успешной эксплуатации «Байтерек» в резко континентальном климате северо-восточного Казахстана ПДБ «ПроЛайн» спроектировало стоечное судно-плавучее укрытие, обеспечивающее хранение теплохода при температуре +18-20°С при наружной температуре до -50°С.

⠀⠀⠀⠀⠀После завершения достроечных работ 23-27 июня 2013 года СРТ «Байтерек» несколько раз выходил в акваторию Усть-Каменогорского водохранилища.

⠀⠀⠀⠀⠀На борту судна присутствовали представители Заказчика, государственного казенного предприятия «Регистр судоходства Казахстана», Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, генподрядчика достройки, а также директор и главный конструктор проектно-дизайнерского бюро «ПроЛайн».

⠀⠀⠀⠀⠀Программа выходов предусматривала проверку главной энергетической установки и винторулевого комплекса на разных режимах движения, тестирование судовых систем и механизмов, в частности - электрогидравлического привода завала мачты.

⠀⠀⠀⠀⠀Теплоход без задержек проходил под мостами и лимитированными верхним габаритом шлюзами.

⠀⠀⠀⠀⠀Скорость движения судна на средних оборотах двигателей составила 12,6 узла (23,3 км/ч).


Previous Post