Шкіпер 6'12:

"БАЙТЕРЕК"- символ вечной жизни




статья в электронном формате e-text

Уникальный проект — постройка служебно-разъездного теплохода "Байтерек" по проекту ULBA, разработанному проектно-дизайнерским бюро "ПроЛайн" (г. Николаев, Украина). И действительно - все в нем уникально.
Уникально название судна - "Байтерек".
Уникально место, где будет работать теплоход.
Уникально судно, его назначение, размеры и характеристики, устройство и возможности.
Уникальна организация постройки.
Уникальны трудности реализации проекта.
Уникальны способы преодоления этих трудностей.
Уникальны люди, создающие это судно, и отношения между ними.



ПРИХОДЬКО Олег Сергеевич, главный дизайнер ООО ПДБ "ПроЛайн" с февраля 2003 года.

Более двадцати лет профессионально занимается проектированием яхт и малотоннажных судов.

Круг решаемых задач: общая идеология проектируемых яхт; дизайн экстерьера; общее расположение; теория корабля; 3-D моделирование и компьютерная графика.

Мастер спорта, яхтенный капитан.


⠀⠀⠀⠀⠀"Байтерек" - древо жизни, растущее в центре мироздания, соединяющее небо и землю, символизирующее вечную жизнь, многозначность и многогранность. Рукотворный образ этой древней и вечно молодой легенды, органично сплетенный из металла, стекла и железобетона, стоит в центре Астаны - столицы Республики Казахстан, олицетворяя евразийскую идею и связующую роль Казахстана в ней.

⠀⠀⠀⠀⠀Идеи преемственности, вековые традиции народа Великой степи, его философия и культура, национальная гордость и самосознание в сложном современном мире легли в основу идеи теплохода "Байтерек", который, войдя в строй, станет визитной карточкой страны.

⠀⠀⠀⠀⠀Мало кому известно о заповедных местах Казахстана. А между тем, это страна с уникальной природой и незабываемыми впечатлениями.

⠀⠀⠀⠀⠀Одно из таких мест - Бухтарминское водохранилище - расположено в сердце Алтайских гор на северо-востоке Казахстана и образовано плотиной Бухтарминской ГЭС на реке Иртыш. По своим размерам это один из крупнейших искусственных водоемов мира, который включает часть реки Иртыш, озеро Зайсан и простирается более чем на 500 км. Его площадь – 5500 км² - настоящее море.

⠀⠀⠀⠀⠀Эта, спрятанная в горах, огромная чаша чистейшей воды с песчаными пляжами и сочно-зелеными горными склонами, - и есть Бухтарма, жемчужина Рудного Алтая. Потрясающая энергетика этих мест создается живописным горным ландшафтом, прозрачной водой, горным солнцем и яркими звездами. Изрезанные заливами берега неповторимы и девственно чисты, вокруг дикая природа, нетронутые леса и непуганые звери - большинство прекрасных мест доступно только с воды.

⠀⠀⠀⠀⠀Будучи служебно-разъезным судном, "Байтерек", по сути, является мегаяхтой, основное назначение которой обеспечение представительских функций крупного казахстанского предприятия, проведение международных встреч, в том числе на высшем государственном уровне, а также научных конференций и, конечно же, корпоративного отдыха.

⠀⠀⠀⠀⠀Для этого на теплоходе предусмотрены несколько салонов - обеденный, главный, носовой, салон на VIP-палубе и большая кают- компания для пассажиров, общей площадью свыше 200 м². Для подачи пищи с камбуза в салоны установлен специальный лифт.

⠀⠀⠀⠀⠀На солнечной палубе под жестким стационарным тентом оборудована открытая кают-компания пассажиров со СПА-бассейном, стационарным грилем, уголками отдыха и местами для загара. Еще один бассейн находится на верхней палубе для любителей искупаться после сауны.

⠀⠀⠀⠀⠀На палубе ходового мостика расположен блок VIP-апартаментов площадью 100 м². Салон апартаментов соединен с просторным балконом прозрачной раздвижной дверью. Предусмотрены также 5 блок-кают для пассажиров, каюты для спецперсонала с отдельными санузлами.

⠀⠀⠀⠀⠀Реализована концепция разделения пассажиров и экипажа.

⠀⠀⠀⠀⠀В повседневной жизни их пути не пересекаются между собой. Система кондиционирования "зима-лето" обеспечивает максимальный комфорт пассажирам в условиях жесткого континентального климата.

⠀⠀⠀⠀⠀Престиж судна подчеркивают механизмы и оборудование в яхтенном исполнении от лучших мировых производителей самого высокого качества и надежности. Судно, включая корпус, механизмы и оборудование, спроектировано и строится под наблюдением Российского Речного Регистра на класс судна +0 2, 0, достройка ведется под наблюдением Регистра судоходства Республики Казахстан.

⠀⠀⠀⠀⠀Уникальные характеристики судна и необычный район эксплуатации определили критерии выбора завода-строителя. Им стал ОАО "Самуский судостроительно-судоремонтный завод", находящийся на реке Томь, притоке Оби. Слияние ее с Иртышом позволяло обеспечить транспортировку теплохода в Казахстан и прохождение весной по "высокой" воде, изобилующего скальными перекатами участка Павлодар - Усть-Каменогорск.

⠀⠀⠀⠀⠀Основные трудности, с которыми пришлось столкнуться команде проекта, при всей своей уникальности типичны для всего нашего бывшего союза — потеря кадров рабочих и инженеров, потеря преемственности и опыта, разрушение внутренних и внешних связей. Организация постройки теплохода представительского класса на не приспособленном для этого предприятии при дефиците кадров рабочих и ИТР, потребовала создания отдельной структуры, которая использовала завод просто как "строительную площадку" и обеспечивала строительство кадрами от контрагентов из ближнего и дальнего зарубежья. Этот опыт пришлось применить и в Казахстане для достройки теплохода, снова создавая производство в "чистом поле" на базе почти разрушенного предприятия.

⠀⠀⠀⠀⠀Строительство судна в России для заказчика из Казахстана с применением оборудования, произведенного по всему миру от Швеции и Германии до Южной Кореи и Австралии, потребовало координации действий классификационных органов - Российского Речного Регистра, Российского Морского Регистра судоходства, Германского Ллойда, и других обществ - членов МАКО. Важным фактором в решении возникавших трудностей стала конструктивная и заинтересованная позиция Главного Управления Российского Речного Регистра (ГУ РРР), что позволило создать судно, удовлетворив его требования без отклонений от Правил.

⠀⠀⠀⠀⠀Низкие зимние температуры, обычные для Сибири и северо- восточной части Казахстана, стали серьезным испытанием при постройке. На всех местах строительства создавались укрытия для поддержания необходимых плюсовых температур при строительстве. Это один из важнейших факторов обеспечения качества представительского судна.

⠀⠀⠀⠀⠀Для обеспечения сохранности судна при эксплуатации в условиях низких температур, возможности проведения достроечных, а затем и регламентных работ, в ПДБ "ПроЛайн" было спроектировано, а в Казахстане специалистами ТОО "Машзавод" построено уникальное стоечное судно - плавучее укрытие (ССПУ) для теплохода "Байтерек".

⠀⠀⠀⠀⠀Судно, включая корпус, механизмы и оборудование, спроектировано согласно Правилам Российского Речного Регистра, согласованно с ним на класс ✠Л 0,6 и построено под надзором Регистра Судоходства Республики Казахстан.

⠀⠀⠀⠀⠀ССПУ состоит из стального понтона П-образной в плане формы и укрытия из сэндвич-панелей с базальтовым утеплителем, которые закреплены на металлических арках. Укрытие оборудовано всем необходимым для поддержания микроклимата при межсезонном и межрейсовом отстое теплохода, а также обеспечения возможности ведения ремонтных и достроечных работ.

⠀⠀⠀⠀⠀Такие суда-укрытия широко применяют на севере американского континента для хранения мегаяхт, но на просторах СНГ такое судно спроектировано и построено впервые и аналогов не имеет, но учитывая наш климат и растущий флот яхт, потребность в них существует.

⠀⠀⠀⠀⠀Высокие эстетические требования к судну и его качеству обусловили необходимость творческого подхода к работе и бережного отношения к уже выполненному по смежным специализациям.

⠀⠀⠀⠀⠀Организация международной кооперации при проектировании и строительстве, работа с разрешительными и контролирующими органами потребовали от участников проекта проявления новых качеств, зачастую им не свойственных.

⠀⠀⠀⠀⠀Столь знаковый и масштабный проект стал возможен благодаря широкой кооперации и сотрудничеству фирм-партнеров по проекту, отдельных специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

⠀⠀⠀⠀⠀После многих лет разделения, судостроители показали пример дружной работы ради общей цели. Для заказчика из Казахстана трудились проектанты Украины, машиностроители Швеции, Германии, Австралии, США, судостроители со всех уголков России. Создание судна стало международным проектом. Дружная работа участников проекта доказала, что не утеряна связь между людьми, странами и народами. Доказала, что мы нужны друг другу, работая вместе, способны воплощать в жизнь самые трудные и фантастические проекты, такие как теплоход "Байтерек".



КИРЕЕВ Владимир Петрович, директор яхтостроительной фирмы "Флагман", г. Николаев, Украина.

Мастер спорта, Заслуженный тренер Украины по парусному спорту


⠀⠀⠀⠀⠀Познакомившись со многими участниками этого международного проекта, испытал по-доброму ностальгию по Советскому Союзу, по той дружбе и взаимовыручке, которая тогда царила среди людей, невзирая на национальности и безгранично большие расстояния.

⠀⠀⠀⠀⠀Мне, как человеку уже много лет строящему яхты, безусловно приятно, что в столь далекой от Николаева стране, как Казахстан, знают о яхтах, имеют представление о современном уровне и тенденциях в мировом яхтостроении.

⠀⠀⠀⠀⠀Заказчики теплохода "Байтерек" пошли на смелый поступок - посреди гор и степей создать современную мегаяхту, оснащенную сложным и самым передовым, по мировым меркам, оборудованием.

⠀⠀⠀⠀⠀Из своего опыта знаю, что строить яхты - задача очень и очень сложная, а самое главное —длительная и дорогая. Особенно по индивидуальному проекту. Без опыта эта задача могла бы стать нерешаемой, но коллеги из Казахстана, понимая это и изучая передовой опыт, обратились в том числе и к нам. Неоднократно посещали наше предприятие. Мы с удовольствием поделились накопленным за многие годы опытом организации такого непростого дела, как яхтостроение, поделились рядом своих наработок и секретов. Потому, что нет ничего интереснее, чем помогать людям, которые в столь непростых условиях реализуют столь сложные и прекрасные проекты.


Следующая запись Предыдущая запись