Судостроение и судоремонт № 54-55 '2012:

"«Байтерек»: судно и символ"

В Казахстане завершается достройка уникального служебно-разъездного теплохода, спроектированного украинским проектно-дизайнерским бюро «ПроЛайн»



статья в электронном формате e-text

.

Байтерек - дерево жизни, символ возрождения и процветания Казахстана, воплощенный в величественном монументе, установленном в центре столицы страны, Астане. Не удивительно, что это знаковое название получил и уникальный служебно-разъездной теплоход, который будет базироваться в казахстанском Усть-Каменогорске, эксплуатироваться на озере Зайсан, Бухтарминском водохранилище и использоваться преимущественно для проведения международных встреч и конференций. СРТ «Байтерек» и специальное стоечное судно-плавучее укрытие для него разработает николаевское проектнодизайнерское бюро «ПроЛайн», которое ранее создало первую в СНГ мегаяхту - 47-метровую «Северину» пр. Обь-47. Журнал «Судостроение и судоремонт» попросил главного конструктора ПДБ «ПроЛайн» Сергея Мирошника рассказать об особенностях реализации проекта для Республики Казахстан.

МИРОШНИК Сергей Петрович, главный конструктор ООО ПДБ «ПроЛайн»
Родился в 1962 году, окончил НКИ. Работал в ряде ведущих украинских яхтенных КБ. С февраля 2003 года — главный конструктор ПДБ «ПроЛайн».
Мастер спорта, яхтенный капитан.

⠀⠀⠀⠀⠀— Сергей Петрович, известно, что 48-метровый «Байтерек» является самым крупным судном, разработанным в «ПроЛайн», а также наиболее сложным (в техническом и организационном плане) теплоходом в истории бюро. Как же рождался этот проект, получивший название ULBA?

⠀⠀⠀⠀⠀— Если бы пришлось выбирать девиз для пр. ULBA, то им вполне могла бы стать фраза «невозможное возможно».

⠀⠀⠀⠀⠀Судите сами. На решение нашего казахстанского заказчика обратиться в «ПроЛайн» определенно повлияло разработанное бюро и уже воплощенное в металле на верфи «Лиман» представительское судно «Северина» пр. Обь-47 — уникальная мегаяхта ледового класса, рассчитанная на переходы по Северному морскому пути и эксплуатацию в акватории мелководной Обской губы.

⠀⠀⠀⠀⠀Однако быстро выяснилось - использовать опыт «Северины» в полной мере нельзя. Прежде всего потому, что для постройки будущего служебно-разъездного теплохода «Байтерек» не подходил специализирующийся на мегаяхтах николаевский «Лиман» - отсюда готовое судно практически невозможно доставить к месту стоянки в Усть-Каменогорск.

⠀⠀⠀⠀⠀Строить «Байтерек» в районе предполагаемой эксплуатации - на реке Иртыш, Бухтарминском водохранилище либо озере Зайсан также не получалось — ввиду полного отсутствия необходимой инфраструктуры.

⠀⠀⠀⠀⠀Кроме того, было очевидно - нормальную эксплуатацию судна в действительно прекраснейших местах северо-восточного Казахстана крайне усложнят нетипичная гидрология, суровый климат с жарким летом и морозной зимой.

⠀⠀⠀⠀⠀Нам следовало найти решения, позволяющие заложить новый теплоход недалеко от места предполагаемого базирования, обеспечить его качественную сборку и последующую безаварийную эксплуатацию.

⠀⠀⠀⠀⠀— Судя по тому, что сдача СРТ «Байтерек» не за горами, Вам удалось решить все проблемы, связанные с постройкой судна?

⠀⠀⠀⠀⠀— В реализации проекта ULBA можно выделить три принципиальных момента.

⠀⠀⠀⠀⠀Во-первых, огромное значение сыграл потенциал и авторитет нашего заказчика - крупного казахстанского предприятия, решившего заказать судно для обеспечения представительских функций, проведения международных встреч и научных конференций.

⠀⠀⠀⠀⠀Во-вторых, правильной оказалась тактика, избранная ПДБ «ПроЛайн» - мы уделили самое пристальное внимание наблюдению за постройкой, что позволяло оперативно решать все текущие задачи.

⠀⠀⠀⠀⠀В-третьих — была налажена широкая международная кооперация, что во многом предопределило успех нашего начинания. На «Байтерек» устанавливалось самое современное оборудование от ведущих мировых производителей, привлекались опытные специалисты из ближнего и дальнего зарубежья.

⠀⠀⠀⠀⠀Специфика предстоящей работы судна предъявляла повышенные требования к комфорту, дизайну, качеству постройки и, безусловно, к надежности и безопасности. По сути, заказчику требовалась мегаяхта, но со своими особенностями, продиктованными условиями базирования и эксплуатации.

⠀⠀⠀⠀⠀В итоге она была спроектирована на класс Российского Речного Регистра + О 2, 0.

⠀⠀⠀⠀⠀По архитектурно-конструктивному типу «Байтерек» представляет собой двухвинтовой четырехпалубный теплоход с развитой двухъярусной надстройкой, полубаком и промежуточным расположением машинного отделения, разделенный 6 ю поперечными переборками на 7 водонепроницаемых отсеков. Конструкция судна предусматривает безбульбовую носовую оконечность, транцевую корму и двойное дно в средней части.

⠀⠀⠀⠀⠀Форма корпуса обеспечивает обтекание по ватерлинии в носовой части и батоксное обтекание кормовой части. Кормовая часть «Байтерек» выполнена с двумя полутоннелями - для обеспечения размещения винтов при заданной осадке.

⠀⠀⠀⠀⠀— Закладка пр. ULBA состоялась на ОАО «Самуський судостроительно-судоремонтный завод». Чем был продиктован такой выбор?

⠀⠀⠀⠀⠀— Как я уже говорил, в местах намеченной эксплуатации теплохода отсутствовали судостроительные мощности должного уровня. После рассмотрения приемлемых вариантов заказчик выбрал Самуський ССРЗ, расположенный в Томской области России. Этот предприятие обладало значительным потенциалом, а также поддерживало деловые контакты с Департаментом водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.

⠀⠀⠀⠀⠀Впрочем, чуда не произошло - постройка «Байтерек» шла со множеством трудностей.

⠀⠀⠀⠀⠀У верфи не было опыта сборки судов такого класса и работы с зарубежными поставщиками. Для обеспечения международной кооперации и оказания помощи заводу в решении организационных вопросов потребовалось привлечь специалистов из ПДБ «ПроЛайн» и представителей заказчика из Республики Казахстан.

⠀⠀⠀⠀⠀Большую роль в ходе реализации проекта сыграла также конструктивная и заинтересованная позиция Главного управления Российского Речного Регистра по рассмотрению документации и одобрению проекта судна, аналогов которому еще не было на просторах СНГ.

⠀⠀⠀⠀⠀Совместными усилиями удалось завершить формирование корпуса и надстройки «Байтерек», смонтировать часть оборудования. К моменту окончания этого этапа работ разразился мировой экономический кризис, и ситуация на ОАО «Самуський ССРЗ» резко ухудшилась.

⠀⠀⠀⠀⠀Стало ясно - необходимо срочно переводить судно в Казахстан и достраивать его там.

⠀⠀⠀⠀⠀В мае 2009 года теплоход спустили на воду. Так как главные двигатели еще не могли дать ход, было принято решение буксировать «Байтерек». В июле караван отправился в путь по рекам Обь и Иртыш. Впереди на извилистом маршруте протяженностью более 4500 км его ждали малая вода, сильнейшие течения и скальные пороги...

⠀⠀⠀⠀⠀Беспрецедентная по сложности и протяженности буксировка в Республику Казахстан завершилась в городе Павлодар, откуда, после зимовки, «Байтерек» в мае 2010 года был доставлен в Усть-Каменогорск.

⠀⠀⠀⠀⠀— Надо полагать, что на этом испытания не закончились?

⠀⠀⠀⠀⠀— Да, международную команду участников проекта ждали новые трудности. Климат северо-восточного Казахстана суров, температура здесь опускается до отметки минус 50°С и ниже. Со всей очевидностью возникла проблема обеспечения зимнего отстоя теплохода и создания условий для ремонтных работ с соблюдением необходимого температурного режима.

⠀⠀⠀⠀⠀Специалисты заказчика решили, что для безаварийной работы СРТ «Байтерек» требуется плавучее укрытие на период зимних холодов, оборудованное всем необходимым для поддержания микроклимата, со служебными помещениями, обеспеченное энергией, водой и многим другим.

⠀⠀⠀⠀⠀Открытый тендер на разработку проекта выиграл «ПроЛайн». Стоечное судно-плавучее укрытие (ССПУ) бюро разработало согласно Правилам Российского Речного Регистра. Оно получило одобрение ГУ РРР на класс + Л 0, 6 и было построено предприятием «Машзавод», расположенным в Усть-Каменогорске, под надзором Регистра судоходства Республики Казахстан.

⠀⠀⠀⠀⠀Сданное недавно в эксплуатацию ССПУ для «Байтерек» состоит из стального понтона П-образной формы и ангара из сэндвич-панелей с базальтовым утеплителем, закрепленных на арочной металлоконструкции. Конструкция укрытия оптимизирована для проведения достроечных и ремонтных работ.

⠀⠀⠀⠀⠀— А что происходило с самим теплоходом в период проектирования и постройки ССПУ?

⠀⠀⠀⠀⠀— Пока решались вопросы с плавучим укрытием, шел поиск подрядчиков и производственных мощностей для достройки «Байтерек».

⠀⠀⠀⠀⠀После всестороннего изучения ситуации приняли решение перевести его на Бухтарминское водохранилище, в поселок Прибрежный, на местный судоремонтный завод.

⠀⠀⠀⠀⠀От постоянного места базирования теплохода в Усть-Каменогорске добираться туда сложно: дорога длиной почти 150 км проходит через многочисленные горные перевалы, однако иного выхода не существовало...

⠀⠀⠀⠀⠀Вокруг поднятого на берег водохранилища судна возвели временное укрытие, внутри которого были созданы необходимые температурные условия для всех видов работ (включая шпаклевку и окраску). Здесь же оборудовали склады, а также обеспечили бытовые условия для судостроителей, которые приехали в Прибрежный из разных городов Украины и России.

⠀⠀⠀⠀⠀Слаженные действия международной команды специалистов позволили 5 июля 2012 года произвести технический спуск «Байтерек» на воду.

⠀⠀⠀⠀⠀В октябре судно перешло в Усть-Каменогорск, где на реке Иртыш его уже ожидало готовое к работе ССПУ.

⠀⠀⠀⠀⠀В настоящее время здесь во вполне комфортных условиях завершается окончательная достройка теплохода - внутри судна-укрытия температура поддерживается на уровне +20°С несмотря на то, что в декабре на улице было до минус 48°С.

⠀⠀⠀⠀⠀— Проект ШВА действительно воплощается в жизнь вопреки, казалось бы, непреодолимым обстоятельствам. Что стало определяющим в решении этой задачи?

⠀⠀⠀⠀⠀— Думаю, судостроители согласятся, что история постройки служебно-разъездного теплохода «Байтерек» может считаться беспрецедентной.

⠀⠀⠀⠀⠀Основным фактором, предопределившим успешное завершение работ, стала четкая координация процесса постройки судна с казахстанской стороны при постоянном участии наших специалистов. Весь производственный процесс основывался на международном сотрудничестве, участники которого хорошо понимали друг друга и были готовы принимать нестандартные решения.

⠀⠀⠀⠀⠀Нам удалось на практике доказать, что ни огромные расстояния, ни неблагоприятный климат, ни технические проблемы не могут стать помехой при наличии настоящего взаимопонимания и профессионализма.

⠀⠀⠀⠀⠀Свидетельство тому — теплоход представительского класса «Байтерек», который для многих уже стал символом решения самых невероятных задач.


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СРТ «БАЙТЕРЕК», пр. «ULBA»

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ
Дайна наибольшая, м 48.37
Ширина наибольшая, м 9.60
Высота борта, м 3.97
Осадка, м 1.75
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, т 405.0
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Главный двигатель
VOL VO PENTA D 34 AMT, кВт
2 х 776.0
Дизель-генераторы
VOLVO PENTA, кВт
2 х 86.0
СКОРОСТЬ ХОДА, уз 15
ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, км 1100
ЭКИПАЖ, чел. 12
ПАССАЖИРЫ, чел. 12
МАТЕРИАЛ КОРПУСА сталь
МАТЕРИАЛ НАДСТРОЙКИ сталь/алюминий
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ПАЛУБ, м² 925
В том числе площадь помещений, м² 600
В том числе площадь открытых палуб, м² 325

СТОЕЧНОЕ СУДНО - ПЛАВУЧЕЕ УКРЫТИЕ (ССПУ)

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ
Длина, м 55.00
Ширина, м 16.60
Высота борта, м 1.50
Осадка, м 0.65
Высота наибольшая, м 17.30
ВОЗДУШНЫЙ ГАБАРИТ:
Полный, м 16.30
Без крыши, м 8.00
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, т 425.0



Сергей ИСАКОВ, генеральный директор ПАО «Судостроительный завод «Лиман», мастер спорта СССР по парусному спорту.

⠀⠀⠀⠀⠀Предприятие, которое я возглавляю с 1995 года, одним из первых в СНГ начало осваивать постройку яхт. Начинали со швертботов класса «Оптимист». Постепенно наращивая мощности и приобретая опыт, перешли к строительству парусномоторных и моторных мегаяхт длиной 30, 40 и 47 метров.

⠀⠀⠀⠀⠀Именно на нашем заводе была построена яхта «Северина» по проекту «Обь-47», разработанному ПДБ «ПроЛайн». Поэтому мне не понаслышке известно - какое это непростое дело - строить яхты такого уровня по индивидуальным проектам. Знаю, какие требуются для этого материальные затраты, как много уходит времени, сил и средств на организацию рабочего процесса, насколько сложным является взаимодействие с заказчиками.

⠀⠀⠀⠀⠀Как никто другой, я представляю, с какими трудностями пришлось столкнуться заказчикам теплохода «Байтерек» из Казахстана - не имея опыта в такого рода делах, подготовленного производства и необходимых для строительства яхты специалистов. Несмотря на это, они решились на постройку уникального судна и, надо отдать им должное, не стеснялись и не стесняются учиться. Неоднократно посещали завод «Лиман», перенимали наш опыт, много спрашивали и, самое главное - делали свое дело, вооружившись полученной информацией.

⠀⠀⠀⠀⠀Мы всегда с радостью принимаем таких гостей и с удовольствием делимся своими знаниями. Отрадно, что даже в такой далекой от морей и океанов стране, как Казахстан, нашлись люди, неравнодушные к яхтам и достаточно смелые, чтобы реализовать столь сложный проект не на действующем судостроительном предприятии, а практически в «открытом поле», в непростых климатических условиях северо-восточного Казахстана.




Юрий АЛЕКСЕЕВ, исполнительный директор Ассоциации «Укрсудпром»

⠀⠀⠀⠀⠀История постройки служебно-разъездного теплохода «Байтерек» представительского класса проекта ULBA, созданного николаевским ПДБ «ПроЛайн» - членом Ассоциации «Укрсудпром», может служить наглядной демонстрацией международной кооперации, в которой с одинаковым успехом были задействованы как страны Евразийского сообщества, так и западного мира.

⠀⠀⠀⠀⠀Украинская разработка, российские и казахстанские предприятия, агрегаты, механизмы и комплектующие из Швеции, Германии, США и Австралии - все это соединилось в проекте ULBA, который близится к завершению в Казахстане.

⠀⠀⠀⠀⠀Для украинских судостроителей мегаяхта «Байтерек» должна стать примером того, как инициативность проектанта и деловое сотрудничество с заказчиками позволили реализовать невыполнимую, на первый взгляд, задачу.

⠀⠀⠀⠀⠀Надо полагать, что опыт проектно-дизайнерского бюро «ПрсЛайн» будет востребован отечественными корабелами, готовыми креативно реагировать на запросы рынка.

Следующая запись Предыдущая запись