Судостроение и судоремонт 5-6 (20-21) '2006:

Второй век «Лимана»


статья в электронном формате e-text

Мастерские Николаевского порта, с 1886 года - Николаевский судоремонтный завод, затем судоремонтный завод Управления «Черномортехфлота», «Черноморский ремонтно-механический завод», «Черноморский судомеханический завод». За 120 лет своей истории нынешнее ОАО «Судостроительный завод «Лиман» много раз меняло название, специализацию и, наконец, пришло к неожиданному для многих итогу — уже с полной определенностью можно утверждать, что это предприятие превратилось в яхтостроительную мануфактуру, освоившую полный цикл производства элитных судов для отдыха. О том, что будет строить «Лиман» в ближайшие годы, «СиС» рассказал Генеральный директор завода Евгений Георгиевич Стамат.


Стамат Евгений Георгиевич, Генеральный директор
ОАО «Судостроительный завод «Лиман»

Родился в 1965 году. Окончил машиностроительный факультет Николаевского кораблестроительного института. Работал в КБ «Черноморсудопроект», «Южном проектно-конструкторском бюро», «Бюро морской техники».
В 1996 году пришел на «Черноморский судомеханический завод» заместителем главного конструктора. Через несколько месяцев был назначен главным инженером.
С конца апреля 2005 года - Генеральный директор этого предприятия, которое ныне называется ОАО «Судостроительный завод «Лиман».


⠀⠀⠀⠀⠀В конце девяностых годов прошлого века «Черноморский судомеханический завод», как и все предприятия судостроительной отрасли, находился в состоянии стагнации. Требовалось определить вектор его дальнейшего развития, поэтому тогдашний Генеральный директор «ЧСМЗ» Сергей Михайлович Исаков принял решение - акцентировать усилия на судостроении.

⠀⠀⠀⠀⠀Начинали с малого сейнера-траулера, который пришелся по вкусу промысловикам и по сей день активно эксплуатируется в частной компании «Азов». Однако средства на возрождение рыбопромыслового флота отсутствовали, и в серию проект не пошел.

⠀⠀⠀⠀⠀Тем не менее, усилия не пропали зря. Была собрана и показала свою эффективность в работе команда специалистов, в дальнейшем ставшая основой интеллектуального потенциала предприятия. Главный конструктор Евгений Дмитриевич Демидов, директор проектно-конструкторского центра Сергей Николаевич Кныш, директора проектов Дмитрий Владимирович Рудявский и Сергей Иванович Руденко — все они внесли свою лепту в совершенствование системы проектирования, которую вскоре предстояло использовать на новом витке развития завода.

⠀⠀⠀⠀⠀Этому предшествовал скрупулезный анализ рынка, после чего поступило предложение - сделать основной продукцией «ЧСМЗ», получившего в августе 2000 новое название ОАО «Судостроительный завод «Лиман», парусные и моторные яхты премиум-класса. Как показало время, выбор оказался правильным, хотя в момент принятия решения не все верили в реальность осуществления задуманного.

⠀⠀⠀⠀⠀Сначала попробовали конвертировать прогулочные катера в моторные яхты. Было проведено обновление основных фондов предприятия, большое внимание уделили организации отделочных работ. Вскоре на стапелях заложили первые новострои.

⠀⠀⠀⠀⠀Сегодня производственная программа «Лимана» включает в себя три главных проекта. Один из них выполнен в КБ «ПроЛайн» - это эксклюзивная мелкосидящая 47-метровая моторная мегаяхта «Северина», которую планируется использовать на реке Обь. Остальные до последнего винтика разработаны силами конструкторов завода, причем оба имеют серийные перспективы.

⠀⠀⠀⠀⠀Уже сдан заказчику 30-метровый парусно-моторный кеч, и вслед за ним заложено еще два «систершипа». Они, при использовании стандартного корпуса, имеют существенные отличия в комплектации главной энергетической установки, форме надстройки и отделке, что дает основания говорить об индивидуальности каждой яхты.

⠀⠀⠀⠀⠀Очень удачной получилась стоящая ныне на стапеле 40-метровая моторная яхта пр. 09140 «Скиф». Это гармоничное и сбалансированное судно наиболее востребованных в настоящее время размерений, оснащенное оригинальной комплексной системой управления техническими средствами. В их число входят современная главная энергетическая установка с двумя двигателями мощностью по 670 кВт, позволяющими развивать скорость полного хода 14 узлов, активные успокоители качки, уменьшающие ее амплитуду даже на стоянке, опреснитель и многие другие системы. Уже разработано несколько модификаций данного проекта, по которым ведутся предконтрактные переговоры.

⠀⠀⠀⠀⠀Очередной парусно-моторный кеч, «Северину» и «Скиф» планируется передать заказчикам в 2007, поэтому этот год можно считать этапным и надеяться, что он станет отправной точкой в новейшей истории предприятия.

⠀⠀⠀⠀⠀Хотелось бы верить, что этому будет способствовать прогнозируемость экономической политики державы, возобновление столь необходимых судостроителям льгот в налоговом и таможенном законодательстве. Кстати, положительный опыт сотрудничества с государственными структурами у завода есть - в 2006 году было построено два скоростных патрульных катера пр. 09104 "Калкан П" для Государственной пограничной службы Украины. Эта работа прошла в атмосфере полного взаимопонимания, обязательства обеих сторон были выполнены точно в срок.

⠀⠀⠀⠀⠀Для реализации намеченных программ на «Лимане» самым серьезным образом подошли к планированию кадровой политики предприятия. Сегодня здесь трудится около 350 человек, которые получают вполне конкурентоспособную для отрасли зарплату. Характерная черта коллектива — его постоянное омоложение. Так, например, окончивший три года назад Украинский государственный морской технический университет Алексей Поталов ведет постройку 30-метровой яхты.

⠀⠀⠀⠀⠀Гордостью завода является собственный ПКЦ, освоивший сквозную систему проектирования. В нем занято 40 специалистов, работающих в системе «Tribon». Для комплексного мониторинга процесса разработки и постройки судов создано Управление менеджмента заказов. Предприятие сертифицировано Регистром судоходства Украины, Российским морским регистром судоходства и Bureau Veritas, под надзором которого строится подавляющее большинство яхт «Лимана». Идет подготовка к получению Сертификата о соответствии требованиям международного стандарта ИСО 9001: 2000.

⠀⠀⠀⠀⠀Развитие производственных мощностей акцентировано на специфических потребностях яхтостроения. Прежде всего, это касается работы с алюминиево-магниевыми сплавами, из которых пока что выполняются надстройки судов и корпуса малых катеров. Однако сегодня, в случае поступления заказа, «Лиман» может без проблем построить большую яхту из АМг целиком. Специалисты завода согласовали необходимые технологии с классификационными обществами, получили соответствующие сертификаты, было закуплено несколько десятков дорогостоящих сварочных постов для работы со сплавами.

⠀⠀⠀⠀⠀Постоянно обновляется оборудование столярно-малярного цеха завода. Освоенный предприятием блочно-модульный вариант обустройства внутренних помещений яхт, когда все элементы интерьера собираются и проходят отделку вне судна, позволил добиться европейского уровня качества при одновременном сокращении сроков работ и уменьшении производственных потерь.

⠀⠀⠀⠀⠀Технический потенциал «Лимана» определяют и параметры его слипа, обеспечивающего спуск на воду плавсредств длиной до 70 метров и весом до 800 тонн. Площадь стапелей дает возможность одновременно вести постройку 5-6 судов длиной до 50 метров, так что резервы для развития производства есть. С учетом перспективных планов уже разработаны проектная документация и смета устройства 200-метровой набережной, а также возведения эллинга для сборки и покраски яхт любых размерений.

⠀⠀⠀⠀⠀Эти работы планируется осуществить при поддержке и непосредственном участии основного акционера завода — одесской строительной компании «Санта». Сотрудничество с ней позволяет решать и проблемы сезонной загрузки — налажено производство металлоконструкций и пластиковых окон, что хорошо сказалось на экономической стабильности акционерного общества.

⠀⠀⠀⠀⠀Подводя итоги первых лет деятельности обновленного предприятия, можно с уверенностью сказать - перемены, происходящие на ОАО «Судостроительный завод «Лиман», позволили на серьезном промышленном уровне освоить новое для Украины направление судостроения, что, безусловно, будет способствовать возрождению отрасли в целом.


Следующая запись Предыдущая запись