Судостроение и судоремонт • № (2)11 2005 г.

Энергетический комплекс проекта «ОБЬ-47»

менеджер Volvo Penta г-н Магнус Грипенвалд (Magnus Gripenwald)


статья в электронном формате e-text

На страницах нашего журнала мы неоднократно рассказывали о судах, построенных в Украине за последние годы.

Большинство из них либо имеют в составе энергетической установки моторы Volvo Penta, либо полностью оборудованы ними.

Серию новых, «больших» моторов D25-D 65, компания Volvo Penta представила в 2001 году. С тех пор шведы упорно, шаг за шагом, отвоевывают долю рынка в этом сегменте. Говоря о реализации проекта «ОБЬ-47», невозможно обойти тему проектирования и поставки энергетического комплекса этого судна. Об особенностях подхода к реализации этого проекта мы попросили рассказать менеджера Volvo Penta г-на Магнуса Грипенвалда (Magnus Gripenwald)


⠀⠀⠀⠀⠀Прежде всего, хотелось бы отметить, что идеология Volvo Penta — предлагать потребителю первоклассный во всех отношениях продукт — нашла в Вашей стране благодатную почву. Украинские конструкторские бюро и, конечно же судоверфи, с которыми нам довелось работать, отличаются высочайшим уровнем профессионализма, что в очередь позволяет свести к минимуму возможные ошибки и дополнительные траты с обеих сторон.

⠀⠀⠀⠀⠀Над проектом энергетического комплекса судна проекта «ОБЬ-47» работы начались в 2003 году. С самого начала мы предложили проектанту — КБ «ПроЛайн», комплексный подход в идеологии проектирования и поставки пропульсивного и энергетического комплексов судна, являющегося логическим продолжением опыта реализации предыдущих проектов в Украине — аналогичных поставок для буксиров, лоцманских судов, рабочих катеров и яхт.

⠀⠀⠀⠀⠀В результате проведенных переговоров было принято решение, по которому наша компания обязалась поставить полный комплект валопроводов — от гайки гребного винта до полумуфты отбора мощности, главные дизель-редукторные агрегаты с системами мониторинга и контроля и комплект вспомогательных дизель-генераторов в звукоизоляционных кожухах. Кроме того, нами были проведены проектные работы по смешанной системе газо- выхлопа — единой для ГД и ВДГ. Все элементы комплекса поставлены с Сертификатами морского регистра судоходства.

⠀⠀⠀⠀⠀В качестве главных двигателей было решено применить моторы Volvo Penta D 34 AMT — 12-цилиндровые, V-образные морские дизели мощностью 776 кВт при 2000 об-мин. Изначально спроектированные для применения на судах ВМФ, они имеют прекрасные эксплуатационные характеристики и минимальные размеры, позволяющие конструкторам наилучшим образом распоряжаться объемом машинного отделения судна. Двигатели, оборудованные традиционной двухконтурной системой охлаждения, установлены на эластичных опорах, сводящих к минимуму возникающие при работе шумы и вибрацию. Крутящий момент от маховика передается к жестко установленным реверс-редукторам ZF 3050 через эластичную муфту от фирмы Vulkan. Таким образом, удалось избежать применения отдельно стоящего (и дорогостоящего) упорного подшипника - упор воспринимает встроенный упорный подшипник реверс-редуктора. Система контроля параметров ГДРА базируется на отлично зарекомендовавших себя, в том числе и в Украине, - электронных дисплеях Си 2500 - в машинном отделении и Е 615 - в ходовой рубке. Панели отображают все необходимые по правилам РМРС параметры ГДРА, ведется «нестираемый» вахтенный журнал и, кроме того, есть запасные каналы для индикации дополнительных параметров.

⠀⠀⠀⠀⠀Электромеханическая система управления и контроля направления вращения реверс-редуктора и скорости ГД-MAREX OS от Bosch-Rexroth. Сигналы от контроллеров ГДРА, установленных в рубке и МО, передаются по кабелям к исполнительным механизмам в МО, отвечающим за выполнение команд. Система имеет массу настроек, позволяющих отрегулировать ее в соответствии с особенностями судна.

⠀⠀⠀⠀⠀Единая для ГД и ВДГ система газовыхлопа смешанная - это значит, что выхлопные газы, после прохождения через глушители-искрогасители, дополнительно охлаждаются забортной водой в последующих элементах выхлопного тракта. Количество воды, а также момент начала ее подачи в систему, регулируются автоматически.

⠀⠀⠀⠀⠀Два вспомогательных судовых дизель-генератора на базе судовых дизелей Volvo Penta D 5А-ТА, мощностью 86 кВт/1500 об. мин. каждый поставлены в звукозащитных кожухах, обеспечивающих требование Заказчика - исключить ощущение работающих ВДГ при стоянке. Для реализации этой задачи был привлечен партнер - компания, специализирующаяся на постройке кожухов и контейнеров ДГ для мегаяхт и банковских учреждений.

⠀⠀⠀⠀⠀В результате были созданы модули, обеспечивающие уровень шума на уровне не более 65-70 дБ, которые остается приварить к фундаменту в МО и подключить к системам - просто и эффективно.

⠀⠀⠀⠀⠀Основательно пришлось поработать над пропульсивным комплексом судна. Особенности его эксплуатации предполагают относительно небольшую осадку, что в свою очередь повлекло за собой значительную длину гребных валов - свыше 7 метров и ограничения по диаметру винтов - 1150 мм. Все это, а также вполне определенные требования к скорости судна, привело к тому, что проектантом, КБ «ПроЛайн», нами - Volvo Penta и производителем комплекса был проведен объем работ, значительно превысивший запланированный. Были поставлены также профильные кронштейны дейдвудных труб, не входящие в контрактную Спецификацию.

⠀⠀⠀⠀⠀Результат стоит того: верфь-строитель получила полный комплект валопроводного устройства, наилучшего качества и по цене, на 25-30% меньшей, чем у конкурентов.

⠀⠀⠀⠀⠀Работу как проектантам, так и поставщикам облегчало то, что аналогичные моторы и системы применялись на ранее построенных в Украине судах.

⠀⠀⠀⠀⠀Следующим важным этапом является монтаж оборудования на судне, во время которого мы намерены вести наблюдение за этим процессом, а также оказывать, при необходимости, помощь и поддержку.

⠀⠀⠀⠀⠀Глубокие исторические корни, профессионализм украинских конструкторов и судостроителей, первоклассные поставщики - вот формула успеха судостроителей Вашей страны. Работа над проектом «ОББ-47» еще раз доказала это. Мы гордимся такими партнерами.

VOLVO PENTA Представительство AB Volvo Penta в Украине:
20/1-А, Окружная дорога, Киев, 03134, Украина
Тел: 044-490 31 11 Факс: 044-490 31 12
http://www.volvopenta.com