Судостроение и судоремонт • № (2)11 2005 г.
Прекрасная незнакомка пр. 09127
Евгений ДЕМИДОВ, главный конструктор ОАО «Судостроительный завод «Лиман»
Последующие события подтвердит, что успех не был случайным - многие заказчики предприятия, решившие строить здесь свои яхты без отделки, передумали делать это за границей после посещения готовой к выходу на ходовые испытания двухмачтовой красавицы. Журнал «Судостроение и судоремонт» попросил рассказать о ней главного конструктора завода «Лиман».статья в электронном формате e-text
⠀⠀⠀⠀⠀При ее разработке перед конструкторами была поставлена задача - создать судно, отличающееся повышенным комфортом для пассажиров. Во многом это условие предопределило внешний вид яхты - достаточно развитую надстройку и относительно высокий надводный борт. Яхта не перегружена парусами и ее скорость при умеренном ветре не превышает 6 узлов.
⠀⠀⠀⠀⠀Акцент был сделан на рациональном планировании внутренних помещений. Экипаж размещен в трех небольших каютах, расположенных в носовой части. Здесь же находится камбуз и столовая. По вертикальному трапу, размещенному в коридоре, можно выйти прямо на палубу бака, не мешая хозяину отдыхать со своими гостями.
⠀⠀⠀⠀⠀Центром яхты, в прямом и переносном значении, является салон, размещенный над машинным отделением. Из него можно попасть в кормовую часть, где расположены четыре практически равные по площади гостевые каюты и роскошные апартаменты владельца.
⠀⠀⠀⠀⠀Пассажирские помещения яхты отделаны деревом ценных пород, покрытым полировкой, что создает атмосферу тепла и уюта. Все открытые части верхней палубы, носовая часть рубки, площадка для купания, внутренняя часть кормового закрытия и ступени наружных трапов покрыты тиком.
⠀⠀⠀⠀⠀На яхте имеются системы телевидения, радиовещания и внутрисудовой телефонной связи.
⠀⠀⠀⠀⠀Жилые помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха фирмы Frigomar. Предусмотрено индивидуальное регулирование температуры воздуха для каждого помещения.
⠀⠀⠀⠀⠀Поддержание заданной температуры помещений в зимнем режиме обеспечивается реверсированием агрегата кондиционирования. Работа агрегата кондиционирования в режиме реверса возможна при температуре забортной воды не менее 8°С.
⠀⠀⠀⠀⠀Стальная, с алюминиевой рубкой, парусно-моторная яхта, имеет неограниченный район плавания. Она спроектирована на класс Bureau Veritas I 3/3 Е YACHT / S RIG MACH
⠀⠀⠀⠀⠀В качестве материала основного корпуса принята углеродистая сталь категории А с пределом текучести 235 мПа. Для рубки использовали алюминиево-магниевый сплав Амг-5 с пределом текучести 127 мПа. Стальной корпус и алюминиевая рубка соединены через биметаллическую пластину.
⠀⠀⠀⠀⠀Шпация поперечного набора по всей длине яхты составляет 680 мм, за исключением шпации между 9 шп и 9Ашп. - 410 мм и шпации между 13шп и 14 шп - 270 мм.
⠀⠀⠀⠀⠀На яхте установлен один балансирный, с опорой на пятке ахтерштевня, обтекаемый руль профиля NACA, расположенный за гребным винтом. Для его перекладки в румпельном помещении установлена электрогидравлическая рулевая машина фирмы. Jastram, с крутящим моментом на баллере около 14 кНм.
⠀⠀⠀⠀⠀Она обеспечивает при полном переднем ходе яхты перекладку рулей с 35° одного борта на 35° другого борта в течение 15 секунд.
⠀⠀⠀⠀⠀Для улучшения управляемости на малых ходах, при проходе узкостей, каналов и при швартовках на яхте установлено носовое подруливающее устройство фирмы Rheinstrom с винтом фиксированного шага, мощностью около 36 кВт, с гидравлическим приводом. Управление рулем и подруливающим устройством осуществляется из навигационной рубки и открытого поста управления.
⠀⠀⠀⠀⠀Яхта снабжается двумя становыми якорями повышенной держащей силы фирмы LEWMAR массой около 108 кг каждый. Якорные цепи для становых якорей электросварные, повышенной прочности, оцинкованные, из стали категории 2, калибром 12. 5 мм и длиной 105 м каждая.
⠀⠀⠀⠀⠀Для подъема и отдачи становых якорей на верхней палубе установлены два якорно-швартовных гидравлических шпиля фирмы Torkmaster тяговым усилием около 15 кН, турачки которых используются при швартовке. В кормовой части для этого применяются парусные лебедки.
⠀⠀⠀⠀⠀Парусное вооружение яхты — бермудский кэч. В комплект входят следующие дакроновые паруса:
- грот, площадью ок. 135 кв. м
- бизань, площадью ок. 50 кв. м
- генуя, площадью ок. 200 кв. м
- стаксель, площадью ок. 100 кв. м
- генакер, площадью ок. 330 кв. м
⠀⠀⠀⠀⠀Все лебедки, закрутки и оттяжки имеют гидравлический и ручной привод.
⠀⠀⠀⠀⠀В машинном отделении яхты находится главный двигатель CATERPILLAR 3196 DITA, расходующий при спецификационной максимальной длительной мощности 90,7 литров дизельного топлива в час.
⠀⠀⠀⠀⠀Крутящий момент передается от двигателя к редуктору посредством вибропоглощающей муфты.
⠀⠀⠀⠀⠀Гребной вал выполнен из нержавеющей стали. Выем вала для осмотров и ремонтов предусмотрен в корму яхты. Он соединяется с фланцем редуктора при помощи разъёмной полумуфты и цилиндрических болтов.
⠀⠀⠀⠀⠀Четырехлопастный гребной винт с лопастями, разворачивающимися вдоль потока при ходе под парусами, диаметром около 1000 мм выполнен из бронзы CuNiAl. Частота вращения винта — около 780 об/мин.
⠀⠀⠀⠀⠀Дейдвудное устройство вкладной конструкции, двухопорное, с кормовым и носовым подшипниками на водяной смазке, уплотнением торцового типа.
⠀⠀⠀⠀⠀Электроэнергетическая установка состоит из двух вспомогательных дизель-генераторов фирмы FISHER PANDA: PMS50YA мощностью 45 кВт и PMS18 мощностью 18 кВт.
⠀⠀⠀⠀⠀Ходовые эксплуатационные режимы судна обеспечиваются работой дизель-генератора мощностью 42,7 кВт. Режим перегона яхты обеспечивается работой дизель-генератора мощностью 13,9 кВт. При этом средний расход топлива составляет 4 л/ч.
⠀⠀⠀⠀⠀Для обеспечения работы якорно-швартовных шпилей, подруливающего устройства, привода закрытия ангара, забортного поворотного трапа, лебедок для работы с парусами, закруток парусов и оттяжки гика фота на яхте установлена система гидравлики. Ее питание осуществляется от гидравлических насосов, установленных на агрегат гидравлики с электрическим приводом.
⠀⠀⠀⠀⠀Объем автоматизации и степень централизации управления и контроля обеспечивает маневренность и безопасность яхты при всех условиях плавания, не требуя постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинном отделении.
⠀⠀⠀⠀⠀Предусмотрены системы сточных и хозяйственно-бытовых вод. Сбор сточных вод осуществляется в цистерны сточных вод емкостью 1,8 м³ и 1,34 м³ и хозяйственно-бытовых вод в цистерны хозяйственно-бытовых вод емкостью 1,8 м³ и 1,34 м³.
⠀⠀⠀⠀⠀Их можно обеззараживать в агрегате очистки сточных вод типа TW-200В фирмы HEADHANTER, производительностью около 760 литров в сутки, и затем выбрасывать за борт электронасосом типа BARACUDA фирмы HEADHANTER.
⠀⠀⠀⠀⠀В качестве спасательных средств на яхте установлены два сбрасываемых надувных спасательных плота вместимостью 10 человек каждый. Она снабжается 18 спасательными жилетами и двумя спасательными кругами.
⠀⠀⠀⠀⠀В ангаре на тележке установлена прогулочная надувная лодка G340HGL Grand Luxe с подвесным двигателем Yamaha, вместимостью 4 человека. Тележка выкатывается из ангара по съемным направляющим вручную. В походном положении направляющие хранятся в ангаре.
⠀⠀⠀⠀⠀Спуск и подъем надувной лодки, находящейся в ангаре, производится стропом, с помощью поворотной сходни грузоподъемностью 250 кг.
⠀⠀⠀⠀⠀Закрытие ангара, с нижним расположением оси вращения, осуществляется гидравлическим приводом подъема. Ворота ангара в открытом положении используются как рампа или площадка для купания.
⠀⠀⠀⠀⠀На яхте предусмотрены все необходимые средства радиосвязи и навигации, соответствующие предполагаемому району плавания.
⠀⠀⠀⠀⠀Несколько недель тому назад первая построенная на ОАО «Судостроительный завод «Лиман» яхта пр. 09127 была передана заказчику. Сейчас на стапелях «Лимана» находятся еще два судна этого типа, и есть все основания считать, что строительство серии будет продолжено.
⠀⠀⠀⠀⠀Комфортабельные, обладающие высокой мореходностью, достаточными запасами воды и топлива, относительно недорогие в постройке и эксплуатации, яхты пр. 09127 имеют все шансы завоевать популярность в качестве корпоративных представительских судов или плавучей резиденции для тех, кто может позволить себе приобрести яхту своей мечты.
ОАО «Судостроительный завод «Лиман»
54002, Украина, г. Николаев, ул. Портовая, 2
Тел: (+380 512) 50 75 25; 37 40 33; 50 82 94
Факс: (+380 512) 50 75 25
e-mail: liman@liman.ua http://www.liman.ua