[Версия для печати]
Применение технологий 3-D моделирования при проектировании яхт.

Тезисы доклада главного конструктора проектно дизайнерского бюро "ПроЛАЙН" Сергея Мирошника на международной научно-практической конференции "Основные тенденции развития туризма и яхтинга в Черноморском регионе", проходившей в рамках выставки "Одесса Бот Шоу 2004".

1. Принципиальное отличие проектирования яхт от проектирования всех прочих судов.
В начале 90-х годов, когда проектирование яхт стало необходимостью, выявилось основное отличие проектирования яхт от проектирования судов. При проектировании корабля или судна определяющей является его функция, у яхты же основным приоритетом является эстетическое восприятие. Причем основной принцип судостроения - безопасность судна и людей - непререкаем.
Второй определяющей успеха яхты являются интерьеры помещений, требования к эстетике которых значительно выше, чем к "береговым" интерьерам.

2. 3D-моделирование как оптимальный подход к проектированию яхт.
Развитие в последние 5-6 лет вычислительной техники и появление мощного программного обеспечения, позволили эффективно решать задачи проектирования и анализа объектов любой сложности. На сегодняшний день фирмы, не владеющие такими технологиями, не имеют шансов выйти на мировой рынок.

3. Кооперация - насущная необходимость при разработке сложных технических объектов.
На сегодняшний день необходима новая, своеобразная 3D-модель, производственных отношений. Два вектора в ней - это проектирование и производство, давно работающие в одной плоскости, и третий - финансово-организационный, способный вывести на волну мирового яхтенного бизнеса украинские и российские яхты.
Сегодня наше Бюро тесно сотрудничает с уважаемыми финансовыми структурами, московскими и киевскими, такими, например, как ВаБАНК, входящий в первую десятку украинских банков.
Из проектных команд хотелось бы назвать Проектно Конструкторские Центры ЧСЗ и завода "Лиман", "Нептун-Электро", "Ветеко-АПМ" и еще ряд других, динамично развивающихся.
Из производственных структур - ФСПО "МОРЕ", с которым мы сотрудничаем по скоростным яхтам из легких сплавов, завод "Лиман" по стальным водоизмещающим моторным и парусно-моторным яхтам длиной более 30 метров, яхт-верфь "Навигаль" по моторным и парусным яхтам до 20-ти метров.
Со временем к сотрудничеству могут быть подключены туристические - чартерные фирмы, обеспечивающие эксплуатацию объекта и реализующие весомую прибыль проекта.
Большую роль играет и тесное, оперативное сотрудничество с фирмами производителями и поставщиками оборудования.

4. Проблема проектирования сегодняшнего дня - дефицит кадров.
Как показало время, самые современные компьютеры и ПО абсолютно не решают задачу получения экономического и технического эффекта без специалистов, способных применять все это и без освоения технологии работы в таких системах. Необходима организация обучения своих кадров - это конструкторы, технологи, работники цехов и, в первую очередь, руководители - начиная от заместителей директора и главного конструктора.

5. Создание гибкой проектной среды.
Мы начали с того, что поставили цель создать проектный блок, который по своим функциональным возможностям соответствовал бы решению такого типа задач и мог бы быть безболезненно вмонтирован в любую структурную схему.
При отработке структуры, нами параллельно осуществляется выбор и тестирование различных CAD/CAM - систем и других программ для проектных работ.
По нашему мнению, наиболее гибкой является система, построенная из последовательных или параллельных (в соответствии с технологией проектирования), независимых блоков, способных воспринимать информацию в одном или совместимом формате.
Важно, чтобы стоимость проекта оставалась минимальной при соответствии его мировому уровню.

6. Сегодняшнее состояние компьютерного проектирования в нашем бюро.
Я могу уверенно говорить о том, что по уровню освоения IT сегодня мы не отстаем от ведущих проектных фирм. Как всегда, нам помогает энтузиазм и желание себя реализовать.
В настоящее время нами в компьютерных 3D-моделях полностью проектируются: обводы корпуса, формы надстройки, определяются объемы помещений, отсеков, и расположение цистерн, выполняется размещение всех механизмов, компонуются все системы, проводится вся плазово-технологическая подготовка. Основываясь на 3D-модели, проводятся расчеты по теории корабля, включая расчеты ходкости и управляемости. Это позволяет в большинстве случаев отказаться от дорогостоящих модельных испытаний в бассейне. Также в 3D выполняется вся компоновка и оборудование помещений, что позволяет провести визуализацию интерьеров и после согласования с заказчиком цветов и фактур выпустить чертежи.
Все проектные блоки, основанные на единой модели, позволяют корректно согласовать проектные решения.
Мы пока еще в начале пути, когда существуют и чертежи, выполненные вручную, хотя и в их основе лежат компьютерные модели, и многое еще нам предстоит сделать.

7. Главный фактор, определяющий успешность применения 3D-технологий - их широкомасштабное использовании.
Высокое качество проектирования обеспечивается за счет возможности увидеть и оценить степень совершенства конструкторских решений до того, когда они воплощены в металле. А сегодня возможность "прочувствовать" конструкцию, оптимизировать ее на ранней стадии проектирования дает только 3D.
Мы не можем сказать что, наш проект ОБЬ 47 станет одной из первых в Украине яхт, полностью смоделированной в 3D, но мы к этому стремимся. Существуют все предпосылки для создания первого украинского "цифрового" судна.

[Закрыть окно]